Запрос котировок – это упрощенная версия аукциона, потому что заказчику достаточно разместить заказ и собрать заявки, единственный параметр, по которому будут выбирать исполнителя – цена. Проводится запрос котировок в электронной форме, у всех участников должна быть ЭЦП. Проводить по 44 ФЗ запрос котировок в электронной форме – намного быстрее, чем объявлять аукцион, найти подрядчика можно буквально за неделю.
Ниже – о том, как это работает, какие есть ограничения и что делать, если запрос признан несостоявшимся.
Данные актуальны на 2023 год.
Как мы уже говорили, запрос котировок по 44 ФЗ может быть организован только в электронной форме, с 2019 года бумажные запросы не проводятся. Это сделано для того, чтобы вся процедура прошла как можно быстрее – существенную часть работы берет на себя автоматизированная площадка, на которой размещается запрос и предложения, от заказчика требуется только проверить подавшихся исполнителей на соблюдение формальных требований. И заказчики, судя по статистике, все чаще смотрят на запросы котировок: если в 2022 году доля запроса котировок по 44 ФЗ составляла 5.7% от общего объема закупок, то к концу 2023 года, по мнению аналитиков, доля составит 10%.
Самый простой ответ на «Что такое запрос котировок?»: это процедура госзакупок, при которой заказчик может найти себе исполнителя в кратчайшие сроки. Запрос котировок может быть выполнен в сроки до недели – минимальные время для сбора заявок исполнителей составляет 4 дня, еще 3 дня уйдет на подписание договора.
О том, сколько именно времени требуется на всю процедуру, мы детально расскажем ниже.
Первое требование касается максимальной суммы заказа – 10 000 000 рублей. Поскольку запрос котировок – это все еще аукцион, максимальную сумму также называют начальной – заявки будут ее снижать. Если неизвестно, сколько именно денег понадобится на исполнение работ (это нередко случается с услугами) – сразу размещают заказ на максимальную сумму. Есть ряд исключений – можно закупать на любую сумму 8 категорий товаров/услуг:
Но если сумма котировочных заявок превышает 20 000 000 рублей, то к заказу пишется дополнительное соглашение, по которому в течение 3 лет контракт должен быть исполнен минимум на 20%.
По «обычным» запросам никакого обеспечения заявки не требуется.
Было еще одно ограничение – по годовому объему. Заказчик мог разместить запрос максимум на 20% от суммы своих закупок за предыдущий год. Сейчас это требование временно отменили – оно заработает только 1 января 2027 года (или к этому времени его вообще отменят, законодательство по запросу котировок меняется быстро).
Что касается требований к исполнителю – они формируются в заявке (извещении), заказчик может попросить предоставить лицензию и/или ограничить доступ для исполнителей из других стран (по национальному режиму).
Для начала рассмотрим весь процесс оформления. Итак, электронный запрос котировок 44 ФЗ – пошаговая инструкция:
Естественно, на любом из этих этапов что-то может пойти не так – в этом случае заказчик/исполнитель должны быстро исправить ошибки, иначе процедура проведения запросов будет признана несостоявшейся.
Позже поговорим об этом более детально.
В извещении, изначально размещаемом заказчиком, хранится как общая информация, так и информация непосредственно о заказе. Общая информация:
Непосредственно о заказе в извещении размещается:
Если заказчик решил указать обеспечение – его нужно указывать именно здесь.
Процедура электронных аукционов через котировки запрещает менять извещение в последние сутки перед окончанием – можно только отменить весь запрос и создать новый, поэтому в последние 24 часа отклониться от условий, предусмотренных извещением, у заказчика не получится. Если тот, кто разместил госзакупку, решил изменить условия, и между моментом изменения и окончанием закупки осталось меньше 4 дней – нужно увеличить срок до 4 дней.
Дополнительно он должен разместить проект контракта и обоснование предельной цены. Напомним, что если предполагаемая/предельная цены неизвестны, то нужно использовать максимальную возможную – 10 миллионов.
Если заказчик хочет видеть у поставщика лицензию – в извещении нужно указать, какую именно. Участнику не обязательно предоставлять саму лицензию – можно предоставить номер выписки из реестра.
Подавать заявку могут только те, у кого есть аккредитация на платформе, на которой происходит запрос. Естественно, в ЕИС исполнитель тоже должен быть зарегистрирован. Что входит в саму заявку:
Подача заявки является согласием на участие, то есть дополнительный документ не требуется.
Если все в порядке – в течение часа площадка регистрирует обращение и выдает потенциальному исполнителю его порядковый номер. Если что-то пошло не так – площадка возвращает заявку. Что может пойти не так:
Если заказываются услуги, то характеристики товара указывать, по понятным причинам, не нужно. Но есть исключение – иногда в рамках оказания услуги исполнитель поставляет сопровождающий товар (в том числе – расходники), который попадет на баланс закупающего, в этом случае характеристики указать все же нужно.
Каждую заявку должна рассмотреть комиссия, минимально в ней должно быть 3 человека, и при принятии решения должна присутствовать минимум половина комиссии. Решение должно быть вынесено очно, то есть все участники должны собраться в одном месте. При этом у каждого участника должна быть ЭЦП, поскольку все будут подписывать свое решение и направлять на платформу.
Комиссия может отклонить заявку, если предложенные товар/услуга или сам поставщик не отвечают выставленным требованиям. Каждый отказ комиссия должна обосновать.
Если заявку приняли – ей присваивают номер.
Все заявки с обоснованиями формируются в протокол, который должен быть подписан каждым участником комиссии. Заниматься непосредственно составлением протокола, к слову, может и обычный секретарь. После того, как протокол составлен, он должен быть отправлен на площадку для госзакупок, в протоколе должны быть указаны победитель и «последующие варианты», то есть 2-е место, 3-е и так далее. На рассмотрение и подписание выделяется 2 дня, но отослать протокол нужно до того момента, как настанет срок оглашения результатов, указанный в извещении.
В течение дня после отправки протокола заказчик обязан разместить неподписанный проект контракта – в этом проекте должно быть детально расписано, что нужно сделать. Выбранный победитель в течение суток с момента размещение обязан ознакомиться с этим проектом, если его все устраивает – поставить подпись. После этого подписанный с одной стороны контракт отправляется обратно заказчику, теперь уже заказчик имеет 24 часа на подписание. Заказчик ставит подпись – все, госзакупка оформлена. Если тот, кто победил в закупке, не подписывает размещенный контракт в течение дня – он должен быть признан уклонившимся, а возможность подписания переходит к следующему исполнителю.
Есть 2 группы случаев, при которых запрос признается несостоявшимся:
Если случай относится ко второй группе, то запрос должен быть закрыт, после чего можно будет открыть новый. С первой группой запросов все сложнее – госзакупки с единственным участником регулируются статьей 93, и в ней прописан внушительный (60+) список случаев, в которых такие закупки возможны.
Если конкретная закупка входит в этот список – заключать договор можно, не входит – нужно отменять и объявлять новый.