Важным этапом становления и развития финансового рынка стало появление клиринга. Термин означает проведение безналичных взаимозачетов и расчетов между сторонами самых разных сделок и операций. В качестве контрагентов выступают государства, компании, банки и другие участники экономической деятельности. Ключевой особенностью клиринговой операции становится зачет взаимных обязательств и требований. Результатом чего становится быстрое проведение всех необходимых расчетов и завершение сделки.
Рассмотрим более внимательно, что в современных условиях понимается под этим термином, каков механизм его действия и какие типы клиринга актуальны для сегодняшнего финансового рынка.
Термин «клиринг» происходит от английского слова clearing, которое переводится как «очищение». Что достаточно точно передает смысл данный финансовой операции. Она представляет собой безналичные расчеты между физическими и юридическими лицами, предусматривающие взаимный зачет обязательств и требований.
Самым простым и наглядным способом понять принцип клининга выступает рассмотрение примера. Исходные данные таковы:
Стандартная схема расчетов предусматривает выполнение двух платежей: на 100 тысяч и на 200 тысяч. Задействование клиринга позволяет свести их к одному – на 100 тысяч рублей от банка А банку Б, так как вторые 100 тыс. подлежат взаимозачету. Очевидно, что второй вариант совершения операции намного проще и удобнее всем заинтересованным сторонам. Причем удобство нарастает по мере увеличения количества контрагентов и расширения числа участников сделки. Что является главной причиной широкого распространения клиринговых операций на практике.
Предоставление клиринговых услуг в России относится к лицензируемым видам деятельности. Что предусматривает жесткое законодательное регламентирование и контроль со стороны регулятора финансового рынка страны – Центробанка РФ. Он же занимается выдачей соответствующих лицензий.
Они являются бессрочными, но могут быть аннулированы решением регулятора в случае выявления серьезных нарушений.
Описанная выше схема касается расчетов между банками. Именно такой вариант клиринга – межбанковский – появился первым. Случилось это во второй половине 18 века в Великобритании. В это время банковский сектор страны быстро развивался, что привело к возникновению множества частных банков и к стремительному росту количества операций между ними.
Что стало причиной образования в 1773 году специализированного клирингового центра.
Адресом его размещения стала Ломбард-стрит в лондонском Сити. Несколько позднее – в 1820 году – была образована единая клиринговая сеть, в которую вошли все британские банки.
Классификация клиринга осуществляется с помощью нескольких критериев. Рассмотрим основные и наиболее часто встречающиеся на практике. В зависимости от числа участников операции принято различать простой и многосторонний клиринг. В первом задействуется две стороны, между которыми проводится взаимозачет, во втором – три и более.
В зависимости от схемы проведения расчетов различают централизованный и децентрализованный клиринг. В первом случае используются счета специализированной клиринговой организации. Что обычно происходит при торговле на бирже. Во втором – клиринговая организация не задействуется.
Такой формат сделок особенно активно применяется для внебиржевой торговли.
В зависимости от статуса участников финансовой операции принято выделять следующие виды клиринга:
Основной задачей клиринга выступает сокращение количества финансовых операций, включая расчеты наличными и банковские переводы. Логичным результатом становится увеличение доли безналичных расчетов. Вместе с уменьшением сопутствующих расходов на хранение, транспортировку и инкассацию наличных денежных средств.
Немаловажным дополнительным плюсом становится заметный рост скорости проведения финансовых операций, что стало особенно актуальным в сегодняшних условиях повсеместного использования современных электронных средств коммуникации и обмена данными.
С некоторой долей условности схему проведения клиринговой операции можно разбить на 4 этапа. Суть каждого заключается в следующем:
Для большей наглядности имеет смысл описать схему самого распространенного на практике банковского клиринга (причем банк является членом клиринговой палаты).
Она выглядит примерно так:
Описанная схема предусматривает классический способ расчета по клирингу. Он базируется на исходной предпосылке, что все денежные средства участников операции размещаются в ЦБ на корреспондентских счетах. Такой вариант отличается высокой надежностью и практически исключает любые сопутствующие риски. Его недостатком становится «замораживание» оборотных средств участников.
Поэтому нередко задействуется второй способ проведения клиринговых расчетов – метод авансирования.
В этом случае проведением операции занимается не Центробанк, а специализированная организация. Обычно речь идет о клиринговой палате. Она выступает в роли банка и выполняет различные функции. Включая формирование гарантийных фондов и кредитование участников. Данные о текущем состоянии счетов в Банк России не поступают. Что упрощает и ускоряет совершение клиринговых операций, но одновременно увеличивает сопутствующие риск. Например, отсутствия средств или возникновения серьезных финансовых проблем у одного или нескольких участников сделки.
В настоящее время отечественный фондовый рынок практически целиком замкнут на Московскую биржу. Клиринговые операции на ее торговых площадках проводятся с привлечением специализированной небанковской кредитной организации – НКО НКЦ или «Национальный клиринговый центр». Во время активной деятельности Санкт-Петербургской биржи аналогичные функции выполняло АО «КЦ МФБ» или «Клиринговый центр МФБ».
В обоих случаях речь идет о специально аккредитованной организации, выступающей гарантом исполнения финансовых операций и одновременно посредником в каждой совершаемой сделке.
Что практически полностью исключает какие-либо риски для участников (если они сами готовы и способны исполнить взятые на себя обязательства). Больше информации о правилах торговли на бирже, включая использование клиринговых операций, можно узнать посредством посещения онлайн-курса «Первые шаги» от брокерской компании Финам.
Широкое распространение клиринговых операций (что особенно актуально для межбанковского рынка и биржевой торговли) объясняется несколькими важными достоинствами. К числу которых относятся:
Главным и единственным серьезным риском современных клиринговых услуг остается существование неизбежно присутствующих рисков. Которые устранить полностью не может даже участие в сделке Центробанка РФ. Поэтому всегда сохраняется возможность неуплаты одним из контрагентов, которая реализуется на практике достаточно редко. Прежде всего – по следующим причинам:
Сопутствующие клиринговым операциям риски принято делить на три категории, включая:
Самый простой способ свести перечисленные выше риски к нулю или практически к нулю предусматривает задействование надежных клиринговых организаций.
Желательно – создающих гарантийные фонды из взносов участников. Средства которых привлекаются в качестве страховки при возникновении проблем с расчетами в рамках клиринга.
Это система безналичных расчетов, которая предусматривает взаимозачет требований и обязательств участников сделки.
Клиринг предоставляет участникам множество достоинств, главными из которых выступают: ускорение расчетов, сокращение количества переводов, уменьшение расходов на хранение и инкассацию наличных средств, снижение объема оформляемых документов и т.д.
В зависимости от критерия классификации, клиринг бывает: простой и многосторонний, централизованный и нецентрализованный, межбанковский, валютный, товарный и биржевой.
Главными плюсами клиринга выступают: ускорение платежей, сокращения количества переводов и оформляемой платежных документов, снижение расходов на обналичивание, инкассацию и хранение наличных средств.