logo
Ещё

Клиринг

Важным этапом становления и развития финансового рынка стало появление клиринга. Термин означает проведение безналичных взаимозачетов и расчетов между сторонами самых разных сделок и операций. В качестве контрагентов выступают государства, компании, банки и другие участники экономической деятельности. Ключевой особенностью клиринговой операции становится зачет взаимных обязательств и требований. Результатом чего становится быстрое проведение всех необходимых расчетов и завершение сделки.

Рассмотрим более внимательно, что в современных условиях понимается под этим термином, каков механизм его действия и какие типы клиринга актуальны для сегодняшнего финансового рынка.

Клиринг – что это такое

Термин «клиринг» происходит от английского слова clearing, которое переводится как «очищение». Что достаточно точно передает смысл данный финансовой операции. Она представляет собой безналичные расчеты между физическими и юридическими лицами, предусматривающие взаимный зачет обязательств и требований.

Самым простым и наглядным способом понять принцип клининга выступает рассмотрение примера. Исходные данные таковы:

  • банк А должен банку Б 200 тысяч рублей;
  • банк Б должен банку А 100 тыс. рублей.

Стандартная схема расчетов предусматривает выполнение двух платежей: на 100 тысяч и на 200 тысяч. Задействование клиринга позволяет свести их к одному – на 100 тысяч рублей от банка А банку Б, так как вторые 100 тыс. подлежат взаимозачету. Очевидно, что второй вариант совершения операции намного проще и удобнее всем заинтересованным сторонам. Причем удобство нарастает по мере увеличения количества контрагентов и расширения числа участников сделки. Что является главной причиной широкого распространения клиринговых операций на практике.

Предоставление клиринговых услуг в России относится к лицензируемым видам деятельности. Что предусматривает жесткое законодательное регламентирование и контроль со стороны регулятора финансового рынка страны – Центробанка РФ. Он же занимается выдачей соответствующих лицензий.

Они являются бессрочными, но могут быть аннулированы решением регулятора в случае выявления серьезных нарушений.

История появления и суть клиринга

Описанная выше схема касается расчетов между банками. Именно такой вариант клиринга – межбанковский – появился первым. Случилось это во второй половине 18 века в Великобритании. В это время банковский сектор страны быстро развивался, что привело к возникновению множества частных банков и к стремительному росту количества операций между ними.

Что стало причиной образования в 1773 году специализированного клирингового центра.

Адресом его размещения стала Ломбард-стрит в лондонском Сити. Несколько позднее – в 1820 году – была образована единая клиринговая сеть, в которую вошли все британские банки.

Типы клиринга

Классификация клиринга осуществляется с помощью нескольких критериев. Рассмотрим основные и наиболее часто встречающиеся на практике. В зависимости от числа участников операции принято различать простой и многосторонний клиринг. В первом задействуется две стороны, между которыми проводится взаимозачет, во втором – три и более.

В зависимости от схемы проведения расчетов различают централизованный и децентрализованный клиринг. В первом случае используются счета специализированной клиринговой организации. Что обычно происходит при торговле на бирже. Во втором – клиринговая организация не задействуется.

Такой формат сделок особенно активно применяется для внебиржевой торговли.

В зависимости от статуса участников финансовой операции принято выделять следующие виды клиринга:

  1. Межбанковский. Расчеты и взаимозачеты производятся между банковскими учреждениями.
  2. Валютный. Клиринг используется в рамках международной торговли между различными государствами, использующими разные валюты.
  3. Товарный. Классическая сделка между двумя участниками рынка в статусе юридического лица или ИП.
  4. Биржевой. Распространяется на коммерческие операции, предусматривающие торговлю ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и другими товарам, реализуемыми через различные виды бирж.

Как устроен клиринговый процесс

Основной задачей клиринга выступает сокращение количества финансовых операций, включая расчеты наличными и банковские переводы. Логичным результатом становится увеличение доли безналичных расчетов. Вместе с уменьшением сопутствующих расходов на хранение, транспортировку и инкассацию наличных денежных средств.

Немаловажным дополнительным плюсом становится заметный рост скорости проведения финансовых операций, что стало особенно актуальным в сегодняшних условиях повсеместного использования современных электронных средств коммуникации и обмена данными.

С некоторой долей условности схему проведения клиринговой операции можно разбить на 4 этапа. Суть каждого заключается в следующем:

  1. Совершение сделки.
  2. Сверка базовых условий.
  3. Определение конечного получателя денег.
  4. Проведение расчетов с учетом зачета взаимных обязательств и требований.
Для большей наглядности имеет смысл описать схему самого распространенного на практике банковского клиринга (причем банк является членом клиринговой палаты).

Она выглядит примерно так:

  1. Совершение сделки. Состоит в сдаче клиентом в банк векселей и чеков на инкассовые операции.
  2. Сверка условий сделки. Осуществляется внутри специализированной клиринговой палаты (клиринг классифицируется как централизованный). Выражается в составлении ведомости сданных векселей и чеков. С последующей передачей в специализированную организацию.
  3. Сверка расчетов. Выполняется под контролем Банка России. Предусматривает сбор клиринговой палатой ведомостей векселей и чеков со всех банков, участвующих в сделки. Результатом становится определение статуса контрагентов, которые подразделяются на должников и кредиторов. С указанием суммы обязательств по каждому (все цифры устанавливаются с учетом взаимозачетов).
  4. Исполнение сделки с учетом клиринга. Заключается в списании рассчитанных на предыдущем этапе операции сумм с корреспондентских счетов банков-должников и зачислением на аналогичные счета банков-кредиторов.

Описанная схема предусматривает классический способ расчета по клирингу. Он базируется на исходной предпосылке, что все денежные средства участников операции размещаются в ЦБ на корреспондентских счетах. Такой вариант отличается высокой надежностью и практически исключает любые сопутствующие риски. Его недостатком становится «замораживание» оборотных средств участников.

Поэтому нередко задействуется второй способ проведения клиринговых расчетов – метод авансирования.

В этом случае проведением операции занимается не Центробанк, а специализированная организация. Обычно речь идет о клиринговой палате. Она выступает в роли банка и выполняет различные функции. Включая формирование гарантийных фондов и кредитование участников. Данные о текущем состоянии счетов в Банк России не поступают. Что упрощает и ускоряет совершение клиринговых операций, но одновременно увеличивает сопутствующие риск. Например, отсутствия средств или возникновения серьезных финансовых проблем у одного или нескольких участников сделки.

Биржевой клиринг

В настоящее время отечественный фондовый рынок практически целиком замкнут на Московскую биржу. Клиринговые операции на ее торговых площадках проводятся с привлечением специализированной небанковской кредитной организации – НКО НКЦ или «Национальный клиринговый центр». Во время активной деятельности Санкт-Петербургской биржи аналогичные функции выполняло АО «КЦ МФБ» или «Клиринговый центр МФБ».

В обоих случаях речь идет о специально аккредитованной организации, выступающей гарантом исполнения финансовых операций и одновременно посредником в каждой совершаемой сделке.

Что практически полностью исключает какие-либо риски для участников (если они сами готовы и способны исполнить взятые на себя обязательства). Больше информации о правилах торговли на бирже, включая использование клиринговых операций, можно узнать посредством посещения онлайн-курса «Первые шаги» от брокерской компании Финам.

Плюсы, минусы и риски клиринга

Широкое распространение клиринговых операций (что особенно актуально для межбанковского рынка и биржевой торговли) объясняется несколькими важными достоинствами. К числу которых относятся:

  • заметное сокращение количества расчетов;
  • ускорение обработки финансовых операций и, как следствие, поступления денежных средств;
  • снижение расходов на инкассацию, хранение и транспортировку наличных денег;
  • уменьшение документооборота;
  • использование клирингового баланса как финансового резерва;
  • налаживание дополнительных взаимовыгодных связей с другими участниками рынка;
  • расширение сотрудничества с ними;
  • получение новых клиентов и контрагентов;
  • разумный уровень комиссий, которые компенсируются за счет экономии на услугах инкассации и делопроизводстве.

Главным и единственным серьезным риском современных клиринговых услуг остается существование неизбежно присутствующих рисков. Которые устранить полностью не может даже участие в сделке Центробанка РФ. Поэтому всегда сохраняется возможность неуплаты одним из контрагентов, которая реализуется на практике достаточно редко. Прежде всего – по следующим причинам:

  • потеря инвестором денег;
  • опоздание с переводом средств на корреспондентский счет;
  • отсутствие перевода активов в денежные средства или наоборот.

Сопутствующие клиринговым операциям риски принято делить на три категории, включая:

  1. Системные. Выражаются в том, что один из участников сделки становится банкротом, что приводит к невозможности исполнения взятых на себя обязательств.
  2. Кредитные. Заключаются в отсутствии или недостаточности денежных средств, размещенных на счетах контрагента на момент проведения окончательных расчетов (то есть после взаимозачетов обязательств и требований участников сделки).
  3. Неликвидные. Состоят в невозможности провести оплату из-за отсутствия своевременного перевода активов в денежные средства. Обычно подобные риски связаны или с низкой ликвидностью принадлежащего контрагенту имущества, или с недостаточным профессионализмом персонала.
Самый простой способ свести перечисленные выше риски к нулю или практически к нулю предусматривает задействование надежных клиринговых организаций.

Желательно – создающих гарантийные фонды из взносов участников. Средства которых привлекаются в качестве страховки при возникновении проблем с расчетами в рамках клиринга.

FAQ

Что понимается под клирингом?

Это система безналичных расчетов, которая предусматривает взаимозачет требований и обязательств участников сделки.

Почему клиринговые услуги пользуются спросом?

Клиринг предоставляет участникам множество достоинств, главными из которых выступают: ускорение расчетов, сокращение количества переводов, уменьшение расходов на хранение и инкассацию наличных средств, снижение объема оформляемых документов и т.д.

Какие виды клиринга бывают?

В зависимости от критерия классификации, клиринг бывает: простой и многосторонний, централизованный и нецентрализованный, межбанковский, валютный, товарный и биржевой.

Вывод

  1. Клиринг – удобная и выгодная схема безналичных расчетов, предполагающая взаимозачет обязательств и требований.
  2. Клиринговые операции возникли во второй половине 18 века в Британии и активно используются до настоящего времени.
  3. Рынок клиринга стабильно растет и развивается.
  4. Клиринговая деятельность в России относится к числу лицензируемых и контролируется регулятором в лице Банка РФ.
Главными плюсами клиринга выступают: ускорение платежей, сокращения количества переводов и оформляемой платежных документов, снижение расходов на обналичивание, инкассацию и хранение наличных средств.