logo
Ещё

Что такое IPO

IPO представляет собой доступный способ привлечения стороннего финансирования. Речь идет о первичном размещении акций предприятия для торговли на фондовом рынке. При грамотном проведении становится источником инвестиций, необходимых для дальнейшего развития бизнеса или реализации перспективных проектов.

Рассмотрим, что понимается под IPO, какова процедура первичного публичного размещения акций, в чем состоят плюсы и минусы мероприятия, более внимательно.

IPO – что это

Аббревиатура IPO расшифровывается как Initial Public Offering, что означает «первичное публичное размещение акций». Другими словами, компания выходит со своими ценными бумагами на фондовый рынок. При этом речь может идти как о первичных, так и вторичных акциях предприятия. Первый вариант предусматривает эмиссию новых бумаг. Второй – распродажу ранее выпущенных и контролируемых акционерами компании. Обычно в подобном качестве выступают венчурные фонды или основатели бизнеса.

В любом случае текущие собственники ценных бумаг – владельцы предприятия или компания-эмитент – получают деньги от продажи акций. Вырученные средства расходуются в соответствии с интересами конкретного собственника или бизнеса в целом. Основные цели реализации мероприятия на практике рассматриваются несколько ниже.

Здесь же нужно отметить, что результатом IPO становится вывод ценных бумаг компании на биржу.

То есть предоставления доступа к торговле практически всем желающим инвесторам. Причем в статусе как юридических, так и физических лиц. Процедура первичного публичного размещения акций жестко регламентируется на национальном законодательном уровне. Такой подход объясняется необходимостью защиты интересов инвесторов, что становится еще актуальнее, если речь идет о крупных компаниях, акции которых могут приобрести сотни, тысячи или даже десятки тысяч вкладчиков.

Зачем проводится IPO

Решение о проведении IPO принимается по разным причинам.

К числу наиболее частых относятся пять из них.

Каждую имеет смысл описать несколько подробнее.

№1. Привлечение инвестиций на развитие бизнеса

Классическая и самая распространенная причина проведения IPO. Результатом выхода компании на фондовую биржу становится получение источника стороннего финансирования. Причем при грамотной реализации мероприятия удается избежать главной проблемы обычного банковского кредита. Которая выражается в необходимости платить проценты независимо от фактических результатов деятельности. В ситуации с акциями выплаты также производятся, но преимущественно – из прибыли при ее наличии. Хотя стоит помнить, что организация IPO сама по себе требует достаточно заметных расходов.

Полученные по итогам продажи акций денежные средства направляются на разные цели. Которые определяются руководством и владельцами компании. Включая расширение производственных или складских мощностей, перевооружение предприятия, проведение различных исследований, реализация бизнес-проекта или плана, разработка/вывод на рынок нового продукта и т.д.

№2. Улучшение имиджа

Публичное размещение ценных бумаг выступает весьма эффективным маркетинговым мероприятием. Способным привлечь внимание к компании со стороны потенциальных сотрудников, клиентов, контрагентов, партнеров и любых других участников рынка. Обращение акций на бирже способствует формированию позитивной деловой репутации. Причем она достигается без целенаправленных расходов на рекламу, которые далеко не всегда окупаются на практике.

№3. Повышение эффективности управления

Выход на IPO предполагает выполнение жестких требований, предъявляемых законодательством к эмитенту ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке. Контролем их соблюдения в России занимается регулятор в лице Банка России. Вывод ценных бумаг в публичный оборот неизбежно приводит к повышению стандартов управления компанией. Хотя бы из-за необходимости структурировать и публиковать обязательную отчетность. В качестве полезных и выгодных публичному бизнесу бонусов необходимо отметить упрощение сразу двух процедур: участия в государственных программах поддержки и получения банковских кредитов (как и другого стороннего финансирования).

№4. Выход собственников из бизнеса (получение ликвидности)

Нередко IPO проводится для выхода текущих владельцев из бизнеса – полного или частичного. Перевод доли в собственности в ликвидность может потребоваться по разным причинам. Например, для реализации нового проекта или в результате нежелания дальше заниматься бизнесом. В любом случае продажа акций на фондовом рынке становится удачным и весьма эффективным способом превратить свою часть актива в реальные деньги.

№5. Защита от рейдерского захвата или поглощения

Поглотить публичную компанию намного сложнее. И сопровождается для рейдера существенными дополнительными рисками. Они связаны с обширными механизмами защиты интересов частных инвесторов, владеющих ценными бумагами той или иной компании. Что делает процедура захвата попросту опасной для недобросовестных участников рынка.

Как выйти на IPO – пример по шагам

Схема проведения первичного публичного размещения акций жестко регламентирована и давно отработана на практике. Общая схема реализации мероприятия остается неизменной и включает несколько этапов:

  1. Подготовка. Предусматривает комплекс мер внутри компании по формированию комплекта документов, сбору отчетов и проведению аудита.
  2. Привлечение андеррайтеров. Так называют специалистов или организации, которые профессионально занимаются взаимодействием с Банком России и фондовой биржей, а также решают множество сопутствующих вопросов. Теоретически их работу может выполнить сам эмитент. На практике сделать это очень сложно и обычно ведет к увеличению итоговых расходов – как финансовых, так и временных. Причем без какой-либо гарантии положительного результата.
  3. Государственная регистрация. Предполагает подачу заявки в Центробанк, который проводит проверки и при необходимости запрашивает дополнительные документы.
  4. Листинг. Представляет собой еще одну проверку, которую проводит непосредственно биржа. Ее целью становится определение соответствия ценных бумаг и эмитента требования торговой площадки. При позитивном результате акция регистрируется на бирже.
  5. Привлечение инвесторов. Предусматривает комплекс презентационных и рекламных мероприятий, включая встречи с институциональными инвесторами. Что необходимо для формирования интереса к ценной бумаге и компании, выходящей на фондовый рынок.
  6. Расчет цены и сбор начальных заявок. Необходимые действия производятся андеррайтером. Базой выступает предварительная оценка и аудит бизнеса. На завершающем этапе происходит открытие книги заявок и сбор поручений инвесторов на совершение сделок.
  7. Проведение торгов. В зависимости от эффективности проведения предыдущих этапов стоимость акции или облигации может как вырасти (что является позитивом для эмитента), так и упасть (очевидный негатив, так как будет получено меньше денег, чем запланировано).
В процессе реализации приведенной выше пошаговой инструкции проведения IPO осуществляется разработка проспекта эмиссии ценных бумаг.

Документ является обязательным и размещается на сайте компании-эмитента. Его задачей становится подтверждение стабильного финансового положения и хороших перспектив бизнеса. В том числе – посредством публикации результатов деятельности за три года. Еще больше доверия у потенциальных инвесторов размещенная информация вызывает в случае проведения независимого аудита. Актуальная информацию об организации и проведении IPO можно получить на образовательной платформе компании Финам. Где в свободном доступе размещено множество курсов и вебинаров на самые разные темы, непосредственно связанные с инвестициями и фондовым рынком.

Процедура участия в IPO инвестора

В качестве инвестора в IPO могут выступать как частные, так и юридические лица. Принятие решения приобрести ценные бумаги компании сопровождается поиском брокеров, предоставляющих доступ к публичному размещению акций. Узнать информацию несложно – достаточно посетить официальный сайт компании-эмитента или воспользоваться обычной поисковой системой. Данные не являются коммерческой тайной (напротив, все участники заинтересованы в максимальном их распространении), а потому размещаются в свободном доступе.

Далее необходимо открыть брокерский счет (или пополнить его – при наличии).

Для участия в IPO на нем должна находиться сумма, равная или превышающая минимальную заявку вместе с комиссией брокера. Следующий этап – подача заявки в брокерскую компанию. Затем она вносится в соответствующую книгу (средства блокируются на счете). Собранная в ней информация анализируется андеррайтером, после чего объясняется официальная цена продажи (изначальный ценовой диапазон известен заранее и учитывается при определении минимальной заявки). На завершающей стадии происходят торги, по результатам которых ценные бумаги распределяются между новыми владельцами. После чего выполняется разблокировка остатков денежных средств на брокерском счете (при наличии).

Плюсы, минусы и риски выхода на IPO

Развитие глобального фондового рынка сделало выход на IPO очень популярным и весьма эффективным способом стороннего финансирования бизнеса. В том числе – за счет сразу нескольких весомых плюсов публичного первичного размещения акций, включая следующие:

  1. Выгодность привлекаемых инвестиций. Практика показывает, что эмиссия и последующее обслуживание ценных бумаг в конечном итоге оказывается заметно дешевле банковского кредитования и других внешних источников дополнительного капитала.
  2. Высокая эффективность в качестве маркетингового инструмента. Речь идет о формировании позитивного имиджа, причем в глазах всех участников рынка. Начиная с наемного персонала и покупателей, а заканчивая потенциальными инвесторами и партнерами. Важным плюсом становится фактическое отсутствие дополнительных расходов на рекламу.
  3. Действенная и надежная защита. Выражается в минимизации рисков, которые связаны с опасностью поглощения или захвата бизнеса рейдерами. Редко становится главной причиной проведения IPO, но очень часто – вспомогательной. Что особенно актуально для перспективных видов коммерческой деятельности и успешных компаний.
Главным недостатком выхода на IPO обычно считается необходимость раскрытия значительной части информации о бизнесе.

Включая ту, что относится к коммерческой тайне. В качестве дополнительных минусов можно назвать: ужесточение требований к документообороту и стандартам управления, неизбежно присутствующие расходы, необходимость приглашать сторонних специалистов (андеррайтеров) и т.д.

FAQ

Что понимается под IPO?

Аббревиатура означает первичное публичное размещение акций компании на фондовом рынке для свободного обращения.

Каковы причины выхода компании на фондовый рынок?

Их несколько: получение стороннего финансирования, защита бизнес от недружественного поглощения, выход собственника из бизнеса и т.д.

В чем плюсы и минусы решения провести IPO?

Основные достоинства IPO: выгодные условия привлечения инвестиций, улучшение имиджа, защита от рейдеров. Среди минусов нужно отметить: раскрытие информации, в том числе коммерческой и жесткий контроль со стороны регулятора.

Вывод

  1. Выход на IPO представляет собой публичное размещение ценных бумаг компании на фондовом рынке.
  2. Причиной такого решения может стать: привлечение инвестиций, улучшение имиджа, совершенствование стандартов управления, оплата выхода из бизнеса одного или нескольких владельцев.
  3. Чаще всего выход на IPO проводится с привлечением сторонних специалистов – андеррайтеров. Что позволяет повысить эффективность мероприятия и привлечь больше денежных средств потенциальных инвесторов.
  4. Участие в IPO инвестора предусматривает заключение договора с брокером, предоставляющем доступ к услуге, и внесения необходимой суммы денежных средств.