logo
Ещё

Бренд менеджер – обзор профессии

Бренд-менеджер создает бренд и маркетинговую стратегию на проекте. Профессия интересная, востребованная и хорошо оплачиваемая.

Перед вами обзор профессии бренд менеджера, чем они занимаются, какими навыками должны обладать, где можно научиться, сколько и где зарабатывают.


Мы расскажем о плюсах и минусах профессии, дадим ссылки на материалы для получения базовых навыков.

Кто такой бренд-менеджер

Бренд менеджерами называют специалистов по раскрутке торговой марки. Их задача состоит в том, чтобы сделать бренд узнаваемым и популярным. Они занимаются подготовкой товара к выходу на рынок, стратегией продаж, включая разработку ценовой политики. После выпуска продукта бренд менеджеры отслеживает и анализирует продажи, в соответствии с ними корректирует марку или создает новую.

Отличия от похожих профессий

Кроме бренд-менеджеров в продвижении продукта участвуют и другие специалисты, но у них другой круг обязанностей:

  • Маркетологи. Это универсальные специалисты, отвечающие за весь процесс маркетинговой деятельности. Они налаживают механизм сбыта, создают воронки продаж, могут совмещать функции управленцев, разработчиков, дизайнеров.
  • Интернет-маркетологи. Это специалисты, владеющие знаниями интернет-маркетинга. Они могут заниматься продвижением продукции, услуг, марки в интернет-среде, создавать и поддерживать сайты, разрабатывать и проводить рекламные акции в интернете.
  • PR-менеджеры отвечают за связи с общественностью, сотрудничают со СМИ и блогерами. Они выстраивают и контролируют отношения компании с целевой аудиторией, партнерами и инвесторами.
  • Продакт-менеджеры. Это специалисты, отвечающие за разработку продукта, его модификацию на протяжении всего жизненного цикла. Они являются связующим звеном между маркетингом, продажами и отделом разработки.

Требования к специалисту

Что должны знать и уметь специалисты:

  • Анализировать аудиторию и рынок.
  • Оценивать бренд и продукт.
  • Позиционировать бренд на рынке.
  • Создавать бренд-стратегию.
  • Производить SWOT-анализ.
  • Анализировать конкурентов бренда и продукта.
  • Заниматься продвижением бренда.
  • Планировать скидки.
  • Заниматься построением маркетинговой аналитики.

Базовые навыки бренд менеджера

Что должен знать начинающий специалист:

  • Способы изучения целевой аудитории.
  • Инструменты для сбора и аналитики данных.
  • Ценообразование, бюджетирование, медиапланирование.
  • Основы маркетинга: SWOT-анализ, AIDA, УТП, трендвотчинг, сегментация рынка.
  • Как продвигать продукт в интернет.
Специалист должен быть коммуникабельным, уметь говорить о сложных процессах простыми словами, быть стрессоустойчивым. Понадобятся базовые знания психологии.

Где работает и чем занимается

Бренд-менеджеры работают в компаниях, производящих любые продукты, в которых есть своя система маркетинга. Они отвечают не за продвижение отдельного продукта, а за весь бренд в целом.

Наиболее востребованы специалисты в следующих областях:

  • Крупные ритейлерские сети.
  • Маркетинговые агентства.
  • Производственные компании.
  • Интернет-продажи и онлайн-сервисы.
  • Автобизнес.
  • Сети коммерческих медицинских клиник и аптек.
  • Финансовый сектор.
  • Услуги для бизнеса.
Профессия востребована именно в крупных компаниях, с собственным брендом. Для небольшого частного бизнеса она не актуальна.

Какие задачи решает бренд менеджер:

  • Исследование рынка, потребительских предпочтений.
  • Разработка концепции, бизнес-стратегии бренда.
  • Планирование рекламных кампаний.
  • Разработка способов презентации нового продукта.
  • Управление портфелем брендов.
  • Разработка способов популяризации бренда.
  • Проведение мониторинга реакции пользователей и отношения потребителей к бренду.
  • Контроль качество продукта, его соответствие заявленным обещаниям и трендам.
  • Сотрудничество с другими специалистами.

Обзор рынка: зарплаты, спрос, перспективы

В вакансиях бренд-менеджер является востребованной профессией. По состоянию на июнь 2022 года только на сайте hh.ru размещено более 450 вакансий.

Оплата труда достойная. Новичкам предлагают от 40–80 тыс. руб., специалистам с опытом –150 тыс. руб. и более.

Карьерный путь

Карьерный путь бренд менеджера может состоять из нескольких направлений:

  • Развивать профессиональные навыки, чтобы за несколько лет можно было претендовать на должность руководителя направления в крупной компании.
  • Получить дополнительные компетенции, чтобы перейти на позицию интернет-маркетолога или стать директором по маркетингу.
  • Открыть собственное агентство и работать с корпоративными клиентами, например, проводить исследования, делать бизнес-стратегии и т. д.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Минусы

Профессия интересная, творческая, востребованная

Предложений удаленной работы мало

Можно найти работу даже без опыта работы

Нужно обладать не только профессиональными навыками, но и знаниями в других областях

Предлагают хорошую зарплату

Качество работы зависит не только от бренд- менеджера, а от работы команды в целом, поэтому можно не достигнуть запланированного результата

Освоить профессию можно самостоятельно или онлайн на курсах

Могут возникнуть сложности при обучении, высокая стоимость обучения

На какие еще профессии обратить внимание

Если вам интересны профессии, связанные с развитием и продвижением бренда, рассмотрите следующие специальности:

  • Бренд-маркетолог. Специалист, который занимается продвижением торговых марок.
  • Менеджер по маркетингу. Специалист, сочетающий управленческие функции с умением правильно продвигать товар.
  • Маркетолог-аналитик. Отвечает за маркетинговые исследования, создание отчетов и маркетингового плана, ведение базы данных, мониторинг и анализ собственной выпускаемой продукции и продукции конкурентов.
  • Трендводчер. Это специалист, отслеживающий появление новых тенденций среди потребителей. Он изучает изменения в экономике, политике, науке, культуре и общественной жизни, на основе полученных данных прогнозирует изменения существующих потребительских предпочтений и разрабатывает новые бренды. Также его называют специалистом по стратегическому планированию.

Обучение

Обучение на бренд-менеджера можно пройти на платных и бесплатных курсах.

Платные курсы

Обучение на платных курсах поможет вам получить профессию и сразу устроиться на работу, т. к. многие онлайн-школы помогают с трудоустройством своих выпускников, предоставляют документ об окончании, формируют портфолио. Занятия на платных курсах могут проходить в разных форматах: дистанционно или в вечернее время. Проводят обучение практикующие специалисты.

Где можно учиться:

  • Skillbox. Курс «Профессия бренд-менеджер». Научитесь эффективно работать с имиджевыми и бизнес-показателями бренда, планировать акции и запускать маркетинговые кампании. Стоимость курса 99594 руб., возможна рассрочка на 22 месяца. Первые 3 месяца обучения бесплатные. К курсу прилагаются бесплатные бонусные курсы. По окончании выдается сертификат Skillbox.
  • Нетология. Курс «Бренд-менеджер». Получение профессиональных навыков создания бренда и разработки маркетинговой стратегии на своем или учебном проекте. Вы сможете самостоятельно разработать план продвижения брендов и управления ими. Обучение длится 7 месяцев, по 8–10 часов в неделю. Стоимость 74700 руб., возможна рассрочка. По окончании предоставляется диплом о профессиональной переподготовке.
  • НИУ ВШЭ. Курс «Brand-management: новые реалии». Уникальная программа для подготовки бренд-менеджеров (brand manager) к работе в новых реалиях. Вы будете работать над реальным бизнес-проектом заказчика под руководством практиков бизнеса. Стоимость курса 279 тыс. руб. По окончании предоставляется диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.
  • БВШД. Курс «Маркетинг и бренд-менеджемент». Для специалистов высшего звена. Научитесь решать бизнес-задачи широкого спектра, применяя инструменты стратегии, маркетинга, брендинга и различных форм коммуникации. Обучение строится на реальных проектах клиентов. Стоимость обучения 430 тыс. руб., продолжительность 9 месяцев. После успешной защиты выпускной работы выдается диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере бренд-маркетинга.
  • Институт бизнеса и дизайна. Курс «Бренд-менедмент». Курс готовит универсальных специалистов, которые самостоятельно могут вести проекты по брендингу любой сложности, предназначен для специалистов, желающих получить фундаментальное образование в области брендинга. Обучение длится 1 год 7 месяцев. Три практических проекта. Стоимость вечерней формы и онлайн-обучения 456 тыс. руб. (ежемесячно 24 тыс. руб.). Все лекции, независимо от формы обучения, останутся доступны в записи в личных кабинетах и после окончания обучения.

Бесплатные курсы

Бесплатные курсы введут вас в профессию, вы поймете интересна ли она вам, хотите ли вы строить карьерный путь в этом направлении.

Вводные бесплатные уроки могут быть в крупных онлайн-школах или можно воспользоваться специальными предложениями центров обучения:

Академия IT. Курс «Брендинг». Пройдя данный курс, вы сделаете первый шаг к серьезному обучению и сможете определиться с направлением ваших интересов. Состоит из 20 уроков.

Нетология. Курс «Бренд-менеджер: старт в профессии». Бесплатный курс для новичков, состоящий из 20-минутных видеолекций и домашних заданий. Пройти можно в любое время. Курс для тех, кто хочет понять, что такое бренд, как его создавать, продвигать.

COURSERA. Курс «Управление брендом и продуктом». Научитесь разрабатывать стратегию продукта и бренда, которая обеспечивает быструю прибыль и долгосрочную перспективу. Выдается сертификат при завершении.

Что смотреть и читать, чтобы получить базовые навыки

Если вы решали самостоятельно получить базовые навыки, для того, чтобы расширять собственные компетенции, обратите внимание на следующие источники:

  • Книга Д. Траута, С. Ривкина «Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции». Она поможет вам овладеть одной из ключевых концепций маркетинга.
  • Книга Д. Канеман. «Думай медленно…Решай быстро». Книга помогает в понимании мышления потребителей.
  • Книга Т. Питерс. «Преврати себя в бренд». В книге представлены советы по улучшению качества своей работы, по построению взаимоотношений с клиентами.
  • Книга М. Портер. «Конкурентная стратегия». Системный взгляд на стратегии конкуренции и параметры оценки, которые понадобятся при принятии решения по отношению к своей компании или рекомендаций клиентам.
  • На Ю-тубе можно посмотреть ролики о том, кто такие бренд-менеджеры, чем они занимаются, что такое брендинг т. д.
  • Стать читателем блогов признанных экспертов в соцсетях, например, блог агентства Texterra, Идеономика, портал Zillion и т. д.

FAQ

Нужно ли высшее образование бренд-менеджеру?

Приветствуется, если у специалиста высшее экономическое образование по специализациям «Маркетинг» или «Коммерция». Если у вас диплом другого направления или вообще его нет, попробуйте сначала пройти бесплатные курсы, чтобы узнать, насколько это вам интересно.

Как можно определиться с направлением обучения?

Можно пройти профориентацию онлайн. Вы определите свои интересы и предпочтения, сможете сделать обоснованный выбор профессии, составите план перехода в новую профессию. Есть платные и бесплатные тесты на профориентацию, Крупные учебные центры предоставляют тесты на бесплатной основе, чтобы помочь пользователям найти digital-профессию по душе, учитывая их интересы и личностные особенности. Пройдя тест, вы поймете, в какой сфере сможете сделать карьеру.

Подведем итоги

  • Бренд-менеджер, специалист, занимающийся продвижением бренда. Он формирует у потребителей положительный образ продукта, развивает и продвигает его в офлайн- и онлайн-пространстве.
  • Круг его задач широкий и ответственный, от качества его работы зависит в конечном итоге результат деятельности всей компании.
  • Профессия бренд менеджера востребована в крупных компаниях различных направлений деятельности.
  • Профессия имеет перспективу развития. Ежегодно на рынке появляются новые продукты, их нужно правильно презентовать и продвигать, чтобы целевая аудитория сразу заметила и оценила новинку.
  • Заработная плата специалиста 120–220 тыс. руб.
  • Достичь успеха в этом направлении не просто. Требуется постоянно обучаться, т. к. современный маркетинг очень быстро развивается, профессиональные знания устаревают буквально в течение 1–2 лет.
  • Попасть в профессию сможет не каждый. Научиться самостоятельно практически невозможно, необходим практический опыт и взаимодействие со специалистами. Стоимость курсов высокая и не всем под силу.
Часто ищут