Я начинающий водитель. Приобрела авто, чтобы его оформить на себя, нужна страховка, я обратилась в страховую компанию Макс, чтобы застраховать автомобиль, но на момент страхования у меня ещё не было прав, поэтому страхователь я, собственник я, но в графу допущенных к управлению я не вписана. Вот как бы застраховали машину, всё нормально, я ни о чём даже не задумывалась, в один момент случилось ДТП по моей вине, страховая погасила все убытки потерпевшим, и тут через два месяца звонок якобы из страховой, говорят, что я должна им деньги, которые они выплатили за ДТП, потому что я не вписана в графу допущенных управлять ТС. Вопрос: если оно так и есть, я не имела права управлять автомобилем, как тогда они видят, что я не вписана, выплатили пострадавшей стороне?
Ответ эксперта
редактор Сравни.ру
Отвечает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Ольга Широкова.
В рамках действующего законодательства оказание услуг общественного питания регулируется Законом «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг общественного питания, Гражданским кодексом РФ.
Под потребителем услуг общественного питания понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.
Таким образом, фактически, когда посетитель сделал заказ, между посетителем и рестораном заключается договор возмездного оказания услуг.
В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.
Согласно ст. 782 ГК РФ заказчик (посетитель) вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов.
Также аналогичная норма предусмотрена Законом «О защите прав потребителей», п. 27 Правил оказания услуг общественного питания, в частности, согласно ст. 32 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
То есть посетитель вправе отказаться от блюда, если он передумал его заказывать. Но в случае уже приготовления данного блюда посетителю придётся оплатить его либо возместить фактически понесённые расходы, связанные с его приготовлением. При этом посетитель вправе потребовать доказательства приготовления данного блюда или доказательства, подтверждающие фактически понесённые исполнителем расходы, связанные именно с приготовлением этого блюда.
Добавлю, что в рамках действующего законодательства потребитель вправе отказаться от услуги, если ему предоставлена недостоверная информация о блюде. Так, согласно п. 12 Правил исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать в том числе сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов).
На практике бывает, что в меню отсутствует определённая информация. Например, в состав блюда входят орехи, а у клиента на них аллергия, при этом в меню орехи не указаны, а официант сообщил об этом уже после соответствующего заказа. Налицо нарушение статей 10, 12 Закона «О защите прав потребителей», а именно — в случае непредоставления достоверной информации об услуге либо предоставления недостоверной информации потребитель может отказаться от заказа именно по данному основанию, соответственно, не оплачивать это блюдо, даже если оно уже приготовлено.
То есть сам факт того, что блюдо ещё не принесли, не означает, что исполнитель не исполнил свои обязательства по договору. Таким образом, в случае отказа клиента от блюда, когда исполнитель данное блюдо уже приготовил или начал его приготовление, потребитель, как указывалось выше, вправе потребовать доказательств факта его приготовления или фактически понесённых расходов на его приготовление, а также потребитель вправе отказаться от заказа в случае нарушения исполнителем обязательств по договору, наличия недостатков оказания услуг и норм действующего законодательства.