Продала телефон на Авито, за ним приехал не сам покупатель, а третье лицо (его друг), он полностью осмотрел товар, его всё устроило и он перевёл деньги. Потом сам покупатель, после получения телефона, мне пишет, что увидел на нём чуть отклеенный дисплей (я этого не замечала, но не отрицаю, что этого не было). Может, вообще телефон во время транспортировки упал и отклеился дисплей, я не знаю. Но покупатель просит вернуть деньги, должна ли я в таком случае их вернуть?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает юрист Европейской Юридической Службы Валентин Лупу.
Подобные действия автосалона являются незаконными.
В статье 488 Гражданского Кодекса РФ установлено, что стороны (граждане, юридические лица), заключая договор купли-продажи, вправе предусмотреть в нём оплату товаров через определённое время после его передачи покупателю, то есть в данном случае стороны заключают договор купли-продажи товара в кредит.
Продажа автомобиля — это публичный договор. В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ, публичным договором признаётся договор, заключённый лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
При этом, согласно ст. 16.1 Закона «О защите прав потребителей», продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров путём использования национальных платёжных инструментов, а также наличных расчётов по выбору потребителя.
Таким образом, автосалон устанавливает условия договора, ущемляющие права потребителя, что противоречит статье 16 Закона «О защите прав потребителей».
В такой ситуации, если вы обращаетесь к официальному дилеру, можно обратиться в официальное представительство марки с жалобой на действия представителей автосалона.
Кроме этого, подобные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров путём наличных расчётов или с использованием национальных платёжных инструментов в рамках национальной системы платёжных карт по выбору потребителя либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров, несёт за собой административный штраф для юридических лиц от 30 тысяч до 50 тысяч ₽.
По данному факту также можно обратиться с жалобой в территориальный отдел Роспотребнадзора.