После того, как в начале апреля 2013 года в Москве была изменена система тарифов, возникла потребность в универсальном платежном средстве, которое можно было бы использовать на всех видах общественного транспорта для оплаты проезда. Так появилась карта «Тройка».
В основе «Тройки» лежит пластиковая карта Mifare Plus X2k бесконтактного типа. Благодаря ей транспортное платежное средство превращается в некий вариант электронного кошелька с функционалом, обрезанным до состояния пополнить и оплатить. Это удобный инструмент, заменяющий проездные и обычные билеты, к тому же позволяющий экономить на проезде.
На карте «Тройка» сохраняются бумажные билеты трех типов: ТАТ, «90 минут» или «Единый». Это альтернативный вариант оплаты проезда. Например, можно не только пополнить счет (максимальный лимит 3 тысячи), но и сохранить на карту билеты. В дальнейшем они будут использоваться в первую очередь и только после того, как срок действия или количество поездок подойдет к концу, начнут списываться деньги. Вторая возможность карты – пополнение. Существует несколько способов, которые условно можно разделить на прямые и удаленные. Рассмотрим платежное средство детальнее.
Стандартная, не модифицированная карта «Тройка» выполняется в синем цвете. На лицевой стороне находится логотип компании, изображение конной тройки и непосредственно само название карты. На обратной стороне перечисляются билеты, которые на карту можно сохранить, указан электронный адрес компании, номер службы поддержки, полезная информация и номер. Он выглядит как три блока цифр, в первом 4 знака, в двух остальных по 3.
При появлении карты, Московский Департамент Транспорта выдал заявление, что тарифы не будут повышаться на протяжении нескольких лет, благодаря чему эта платежное средство будет становится все выгоднее. Действительно, 2 года никаких изменений не было, хотя цены на обычные билеты росли. В 2015 произошла небольшая корректировка, в среднем на 5% от стоимости в сторону увеличения. Исключение составили только тарифы «Аэроэкспресса», на которые выставляется отдельная цена, не связанная Дептрансом Москвы.
Базовый тариф предполагает единую стоимость для поездок на наземном транспорте, монорельсе или в метро. Цена составляет 35 рублей. Для билетов типа «90 минут» - 54 рубля. При этом отчисления с карты происходят по наиболее выгодному для пользователя тарифу.
Про запись билетов вкратце уже было сказано выше. Сделать это можно в киосках «Мосгортранса» или кассе метрополитена. В последнем случае билеты типа «ТАТ» будут недоступны. В том случае, если карта была куплена до 20.09.2013 года, ее предварительно нужно обновить, так как возможность записи появилась позже. Для этого нужно вставить карту в терминал обслуживания и пополнить на любую сумму. По окончании операции появится сообщение о том, карта обновлена.
Чтобы записать билет, необходимо обновиться, используя автоматический терминал. Но не все из них подходят. Следует помнить, что на данный момент недоступны функции обновления на следующих станциях:
Карта поддерживает три типа проездных билетов, но не может совмещать некоторые из них. «ТАТ» и «Единый» не конфликтуют друг с другом и могут работать одновременно. Но если хотя бы один из них активен, то билет типа «90 минут» записать уже не получится. Верно и обратное. Ограничения на количество записанных билетов нет. Система работает следующим образом (на примере наземного общественного транспорта):
Для межзонных маршрутов такой алгоритм не работает.
Билеты действуют в порядке очередности. Если на карте есть два одинаковых билета, то сначала истекает срок одного, и только потом начинает отсчитываться дата окончания второго.
Для этого средства оплаты проезда существует две удобные модификации: Пятерка и Стрелка. Они расширяют функционал карты и предоставляют владельцам больше возможностей.
Это просто разновидность тройки, которая выдавалась учащимся первого курса университета в 2013 году. До ноября того же года карта использовалась как билет «Единый» для всех видов транспорта и без ограничения на количество поездок. После этого она стала идентична оригинальной «Тройке». На данный момент такие карты не выдают, хотя они до сих пор активно используются.
Это более продвинутая модификация, включающая в себя одновременно функционал карт «Тройка» и «Стрелка». Фактически, обе системы электронных платежных средств действуют практически идентично, но благодаря подобному объединению функционал расширяется. Становятся возможными поездки по тем маршрутам, по которым ранее требовалось покупать бумажные билеты. Следует отметить, что баланс у обеих карт разный, и для использования этого гибрида нужно пополнять как один, так и другой счет.
В 2016 году, если записать на карту «Тройка» билет типа «Единый» сроком на 90 дней, выдавался специальный брелок. Он ничем не отличался от обычной карты по функционалу, но был удобнее в использовании и переноске. Теперь подобные устройства можно купить в кассе метро. Цена – 300 рублей. Есть и гибридный вариант со «Стрелкой», который стоит уже 350 рублей.
Это еще одна модификация, но в этот раз карту «Тройка» связали с системой «Подорожник», которая выполняет схожие функции, но актуальна для Санкт-Петербурга. Общий принцип работы аналогичен гибриду «Тройка-Стрелка».
В 2015 году появилось приложение «Мой проездной», при помощи которого можно пополнять баланс карты, и даже сохранять на нее проездные билеты. Кроме того, пользователи этой программы получают возможность:
Купить карту можно в кассах метро, ОАО «МТППК» и ОАО «Центральная ППК», а также в киосках «Мосгортранс». Стоит одна карта 50 рублей, но эта сумма рассматривается как залог, который можно забрать, вернув карту.
Все варианты пополнения счета карты «Тройка» делятся на две категории: прямые и удаленные. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Напрямую пополнить карту можно в:
Если нет возможности пополнять лично, или есть желание сделать это удаленно, зачислить деньги на счет можно:
При пополнении через СМС, между словом troika и наборами цифр нужно ставить пробел. Например, так: troika 1234222333 300.
На сайте есть раздел «Обратная связь», который находится в пункте меню «Пассажирам». Там можно выбрать суть обращения, задать тему, детально описать проблему и оставить адрес электронной почты, на который придет ответ. Кроме того, можно обратиться к сотрудникам компании по телефону +7-(495)-53-954-54.