Как и в случае с любым онлайн-шоппингом, покупки на Алиэкспрессе не застрахованы от различных проблем: товар может приходить битым или вообще не приходить, продавец может соврать относительно качества или комплектации. Как вариант, вы можете передумать покупать данный товар как на стадии оплаты, так и после получения. Во всех этих случаях нужно добиваться возврата средств, и ниже мы обсудим, как это сделать и в каких случаях это возможно.
Когда возможен возврат средств
Для начала обсудим важную деталь, понимание которой будет необходимо в дальнейшем. Есть 2 типа возврата как такового: частичный возврат денег за товар и полный возврат за товар. В первом случае вы в общем-то и не против оставить товар себе, но из-за каких-то огрехов ваше удовольствие от пользования этим товаром испорчено, и вы хотите выбить компенсацию. Во втором случае вы отказываетесь от покупки вовсе – отменяете заказ (если это возможно) или возвращаете уже доставленную посылку продавцу. Закрепили это, переходим к ситуациям, в которых можно получить возврат:
- Товар пришел к вам, но вы больше не хотите им пользоваться по каким-то личным причинам. Летом 2019 года Алиэкспресс немного изменил свою политику относительно возвратов – он ввел 15-дневную пост-поддержку, согласно которой покупатель уже после подтверждения получения имеет право вернуть вещь продавцу и получить за нее полную компенсацию. Предположительно, это связано с тем, что на Али часто заказывают одежду, и она нередко не подходит по размерам, так как наши таблицы размеров и таблицы размеров в Китае существенно отличаются. В любом случае, здесь возможен полный возврат.
- Заказ еще не оплачен/уже оплачен, но находится в статусе «Ожидает отправки». В этом случае вы можете инициировать отмену, и вам вернут полную стоимость.
- Заказ до вас не доехал. С тех пор, как Алиэкспресс серьезно взялся за вопросы доставки и отлова недобросовестных продавцов, такие случаи стали редкостью, но иногда такая ситуация все же встречается. Здесь нужно разбираться с тем, куда заказ все же попал. Если трекинг-код говорит, что ваша посылка ждет вас в ближайшем отделении почты, а вы требуете компенсацию – вам вряд ли удастся кого-то убедить. Если посылка находится неизвестно где, а продавец откровенно юлит в переписке и не хочет продолжать защиту покупателя – нужно пользоваться эскалацией спора и добиваться полного возврата.
- Товар оказался бракованным. Сложная ситуация, потому что факт брака еще необходимо доказать, но если вам это удастся – можно будет получить полный возврат без пересылки (но придется потратиться на заключение эксперта о браке). Бракованные вещи лучше паковать и пересылать обратно продавцу.
- Товар оказался поврежденным. Здесь возможен как полный рефанд, так и частичный. Если повреждения – критичные, или вам обязательно нужна полностью функциональная целая вещь – нужно заворачивать посылку обратно в Китай и получать полную компенсацию. Если вас в целом устраивает работоспособность/пригодность вещи, но проблема все же есть – добивайтесь частичного возврата. Таким образом можно вернуть до 90% стоимости.
- Вы пришли на почту, а посылка оказалась вскрытой. В этом неприятном случае винить стоит работников почты, но разбираться с этим должен продавец, потому что, во-первых, он гарантирует целостность доставки, во-вторых, посылка застрахована. Что вам делать? В этом случае нужно прямо на почте потребовать вскрытия посылки работниками (и зафиксировать это в акте вскрытия), и, если с покупкой что-то случилось – написать отказ от получения, после чего посылка поедет обратно в Китай.
Если вы хотите вернуть товар обратно продавцу, вам придется заплатить за доставку. Иногда сумма доставки превышает стоимость товара, из-за чего вся затея с полной компенсацией становится неоправданной. Если вы с таким столкнулись – добивайтесь максимальной частичной компенсации.
Как правильно открыть спор
Порядок действий:
- Сначала нужно собрать доказательства. Подойдут фотографии повреждений, видео вскрытия посылки, сканы актов вскрытия и так далее – все, что может доказать вашу правоту.
- Идете в личный кабинет, в раздел «Мои заказы».
- На заказе ищете кнопку «Открыть спор».
- Откроется форма описания проблемы. Укажите ее тип, напишите описание (желательно – на английском), укажите желаемую сумму возврата, приложите все имеющиеся доказательства.
- Ждите ответа продавца. У него есть фиксированный срок в 5 дней на реакцию. Не ответит – спор останется за вами. Продавец либо согласится с вами (даст компенсацию или адрес, по которому нужно высылать товар обратно), либо откажет (что бывает очень редко), либо начнет торговаться. Во 2 и 3 случае вы имеете право на привлечение администрации Алиэкспресса.
- Если с продавцом договориться не удалось, вам нужно найти кнопку «Эскалация спора» и нажать на нее. После этого спор уйдет на рассмотрение администрации Али.
- После этого останется только ждать. Через несколько дней вам на электронную почту придет письмо с решением администрации по спору.
Как возвращаются деньги
Вернуть деньги с Алиэкспресс можно туда же, откуда вы оплачивали товар. Если оплачивали наличными – деньги придут на счет мобильного, указанного при оплате (кстати, это – еще один аргумент в пользу того, чтобы расплачиваться на Али исключительно банковской картой). Если по каким-то причинам возврат таким образом невозможен (например, карта, с которой вы оплачивали покупку, больше не действительна) – вам нужно заранее написать об этом продавцу и договориться с ним о том, что деньги вам вернут на какой-то другой счет.
По срокам это может занимать от 3-х дней до 3-х месяцев. И первое, и второе встречается редко, обычно такие вопросы решаться в течение 2-3 недель. Срок возврата сильно зависит от того, какой тип возврата вы выбрали – полный или частичный. В случае частичного рефанда покупку не нужно отправлять обратно, поэтому вопрос решится в течение 3-21 дней (чем меньше денег вы затребуете, тем быстрее их получите). Если же вы инициировали полный возврат с отправкой заказа обратно продавцу, то сначала вам нужно будет дождаться, пока посылка придет в Китай, после чего этот срок в 3-21 день и начнет отсчитываться – в сумме может пройти до 3-х месяцев. Учитывайте это, когда решаетесь на полное возмещение.