С целью повышения уровня социальной защиты граждан, РФ провела реформу системы здравоохранения. Результатом внесенных изменений стало начало действия нескольких специализированных программ государственного страхования. Обязательное медицинское страхование легло в основу нового алгоритма по защите интересов граждан РФ при решении вопросов охраны здоровья.
Пол, возраст, сословие, правовое положение и другие факторы не влияют на наличие права получить полис ОМС. Аналогичными правами наделены лица без гражданства, беженцы, иностранцы и все, кто временно или постоянно находится на территории РФ.
Получение полиса заключается в обращении в медицинскую организацию, в которой потенциальному клиенту предложат заполнить и сдать бланк заявления, составленный в унифицированной форме.
Полис выдает работодатель, страховая компания или страховая медицинская организация. По факту обращения застрахованное лицо получает временный документ, который по истечению 30-ти дневного срока заменяется стандартным полисом ОМС.
Заказ документа возможен на едином портале муниципальных услуг или на официальном сайте одной из страховых компаний. В любом из выбранных способов все формальности удается утрясти через интернет, после чего документ передается клиенту компании с курьером или выдается непосредственно в офисе по факту обращения.
Статья 185 ГК РФ сообщает о возможности покупки полиса ОМС по доверенности, если потенциальный клиент лишен возможности заниматься самостоятельным оформлением документа. Ограничение по сроку действия на пластиковые полисы не распространяется.
Военнослужащие и другие лица с аналогичным статусом участию в ОМС не подлежат. Один гражданин имеет право на получение только одного полиса, выданного в одной компании.
В 85 субъектах РФ сегодня функционирует около 60 медицинских страховых компаний, которые прошли аккредитацию по работе в системе ОМС в роли страховщика. Среди участников рынка встречаются организации областного, регионального, краевого и национального масштабов. Некоторые организации работают через разветвленную сеть филиалов, другие выдают полисы в одном-двух отделениях.
Масштабы развития страховой компании никак не влияют на качество оказываемых услуг, поэтому при выборе будущего партнера клиентам рекомендуется обращать внимание на известность, рейтинг, уровень сервиса, мнение экспертов и отзывы застрахованных лиц, которые уже пользуются услугами компании. К сожалению, глубина исполнения обязательств и качество сервиса в двух похожих на первый взгляд компаниях часто значительно отличается.
Перед получением полиса рекомендуется максимально грамотно подойти к процессу выбора страховой организации. Здоровая конкуренция на рынке вынуждает многие компании повышать качество обслуживания. Несмотря на этот факт, большинству участников рынка есть, куда расти, поэтому и основные критерии выбора пока остаются стандартными:
При желании каждый будущий владелец полиса ОМС имеет возможность оплатить оформление документа через Единый портал муниципальных и государственных услуг. Над реализацией и совершенствованием идеи работают ФОМС, Минздрав и Минкомсвязи. Пилотные проекты запускаются в самых крупных городах РФ. Со временем такая практика позволит свести к минимуму количество обращений в страховые компании в самостоятельном порядке и необходимость предъявлять документ при возникновении надобности получения бесплатной медицинской помощи.
Совет от Сравни.ру: В РФ каждый застрахованный в рамках ОМС человек должен помнить о свои правах. Речь идет о самостоятельном выборе страховой компании и медицинского учреждения, возможности смены непонравившейся организации на более удобного партнера. Выбор лечащего врача, получение информации о состоянии здоровья в необходимом объеме также относится в эту категорию. Высказывать претензии в виде жалоб по факту некачественного или несвоевременного обслуживания имеет право каждый владелец полиса ОМС.